Соснова –
село в Украине, Переяслав-Хмельницкого
района Киевской области. Это село, откуда родом переселенцы-основатели
Переясловки Катренко, Демьяненко, Бескишкины, Мышеловы. Многие основатели жили
в близлежащих селах. Правда тогда было другое территориально-административное
деление и село относилось к Полтавской губернии Переяславскому уезду
Помокельской волости.
При поиске
информации о селе, мною была найдена эта картинка – то ли скан с сайта какого,
то ли фото стенда, непонятно. На картинке изложена история села Соснова. Правда
на украинском языке. С помощью жительницы села Натальи Ефименко я с горем
пополам перевел текст на русский язык и теперь представляю его вам.
Соснова – село, центр сельского совета,
расположенное на правом берегу реки Супой в 10 километрах от станции Яготин, 35
от районного центра и 99 от областного. Площадь населенного пункта 280
гектаров, количество домов – 597. Количество населения на 01.01.2008г 794
человека.
День села –
8 ноября.
Про историю
происхождения села существуют пересказы старожилов: польский магнат Желкевский,
будучи старостой силой отбирал у казаков родные земли дарил их польскому
шляхту. Протестуя против наступления поляков, в начале 17 века часть казаков
покинула Переяслав и поселилась в лесах
у реки Супой, в 35км. от Переяслава. Так образовалось село Соснова. Первые
жители жили охотой и рыбалкой, позже занялись земледелием и скотоводством.
История
Сосновы связана с Национально-освободительной войной украинского народа 1648-1654гг. против Речи
Посполитой. В годы войны село входило в состав Яготинской сотни Переяславского
полка. Его население активно принимало участие в войне. Особенно отличились в
составе Переяславского полка в мае 1652г. против польско-шляхтинских войск под
Батогом. Казаки Сосновы воевали под командованием сотника Сомка, которому
принадлежал хутор Сомкова долина (7км. от Соснова). В селе проживали крестьяне,
которых звали «государственными». Меж ними и казаками часто возникали стычки за
землю. А потому село делилось на две части казацкую и селянскую, которые имели
свои местные органы власти, был казацкий
староста и селянский староста . Они порознь собирали сходки селян и казаков для
решения хозяйственных вопросов .В 17 веке селом владели полковники Лысенко,
Иван Момот, Степан Тамара, Логвин Рокитный.
В 1715 году гетман Скоропадский передал село
полковнику Бурдаю. Руководясь своими привилегиями хозяева Сосновы вели наступление на права Сосновских казаков
и селян, ужимая их в землевладении ,склоняя их повиновению то есть к панщине.
Усиление панщины вызывало отпор угнетенных масс Сосновы. Они брали активное
участие в восстаниях 30 годов 17 века. В конце века уже вся основная масса
населения задыхалась от малоземелия и безземелия, пребывая в зависимости от
помещиков и сельских богачей. В первой половине 19 века наблюдалось возрастание землеробного
населения села, Одновременно возрастает и население, которое занимается ремеслами и торговлей. Об этом свидетельствуют
найденные выкопанные вещи, гончарные печи, посуда, старинные ремесленные
инструменты. Большинство населения Сосновы должно было арендовать землю на
кабальных условиях. Доведенные до
отчаяния тяжелим положением, добивались
разрешения на переселение в Катеринославскую губернию. Жители Сосновы принимали
участие в действиях войны 1812 года. Около 2 тыс. казаков, селян Переяславщины
входили в состав полтавских ополченцев, участвовавших во многих битвах. После
реформы 1861 года жизнь селян и казаков не улучшилась, потому что реформа была
проведена в интересах помещиков. В селе возрастает раздел населения: на
сельскую бедноту, середняков, богачей (куркулей). Повинности и налоги возрастали. С болью в
сердце великий украинский поэт Тарас
Шевченко писал о тяжелой жизни Переяславщины, где ему приходилось бывать.
"Людей запрягают в ярмо ,пашут тихо, горем засевают".
Горе и злыдни были постоянными спутниками
селян, а земля которую они обрабатывали принадлежала помещикам, им принадлежало
72% всей земли. В начале20 века большими землевладельцами были Бодягин-400
десятин земли; Безверхий-330; Яков Орфани-300; Ошкало Василий -250;
Задорожный-150; Дуда Онуфрий-100; Марченко Иван -60.
Их
землю обрабатывали наемные рабочие руки. Весь день селяне работали за
10-15 копеек. Тяжкий труд, беззаконие власти гнали селян из родного села на
далекую Катеринославщину и Херсонщину на заработки. В 1912 году ходило 50
человек, а в 1913 году70. В основном ходили на заработки в Таврию, особенно
такие бедняки: Шевченко, И. Данильченко, И. Дуда, Р. Чернобай, А. Чернобай.
Большинство мужиков помнят годы Первой мировой 1914-1918 гг. «Будто страшный
сон перед глазами -говорил А. П. Чернобай - вспоминая молодые годы. Не раз я
ходил с котомкой за плечами на Херсонщину и возвращался таким же бедным как и
шел туда».
Основными культурными центрами были церковь и
2 корчмы.
В последний четверти 19 века в селе
действовала церковно-приходская школа с трехлетним сроком обучения, она имела
вид сельской хаты (дома), в которой
стояли столы и скамейки на которых сидели ученики. В школе насчитывалось 13
учеников а позже 25-30. В школе изучали псалтырь и арифметику. Преподавал дяк (дьяк) Евсейский. Ученики учились 5 месяцев а остальное время
пасли скот. За годы учебы они кое как начинали
читать и писать.
В селе не было достаточного медицинского
обслуживания. Население Сосновы не получало необходимой медицинской помощи. Вот
поэтому эпидемия холеры , вспыхнувшая в 1900 году забрала сотни селян.
Начало 20
века (особенно 1905-1907гг.) ознаменовалось широким возрастанием селянского
движения на раздел помещичьих и
земельсельских богачей. На борьбу селян власть ответила репрессиями . В годы
первой мировой войны 1914 1918гг. большинство мужчин было забрано на войну.
Село стало пустым. Большая часть земли не засевалась.
Тяжелыми для сосновчан были 1917-1920 гг.
Действия войны коснулись и наших земляков. После окончания первым председателем
сельского совета был избран Чорнобай
Данила Родионович . В 1918 году в
селе был организован КОМНЕЗАМ,
председателем которого стал Кайдун Степан.
Через некоторое время в селе уже
действовала четырехлетняя школа ,был
организован колхоз. Его организаторами стали: Я. М. Самоид, С.О
Малышко, О Любченко, И. Золотуха . В 1930 году в «СОЗ» входило 60 дворов . Его председателем избран
С. О. Малышко. В 1930 году организовано 2 колхоза : « Новая жизнь » и « Незаможне». В 1932г. они объединились в один колхоз с
названием «Новая жизнь». Председателем
избран Г. И. Золотуха. Впервые на колхозные земли вышел трактор .
В колхозе развивалось огородничество ,
садоводство , животноводство. Большого успеха достигнуто в выращивании
породистых лошадей.
Лучше стала жизнь селян, но мирную жизнь
прервала Великая Отечественная война
1941-1945 гг.
Село, как и
вся Украина, было оккупировано немецко-фашистскими захватчиками. Оккупанты
установили свои порядки: заставляли
работать на Рейх, карали за малейшую провинность, молодых отправляли в
Германию. 194 жителя не вернулись в село
после войны. 24 октября 1941г. были расстреляны 11 активистов. На месте
расстрела в 2001г. был установлен памятный знак. Нынче проживают в селе
ветераны и участники Великой Отечественной войны: Г. Д. Малышко, М. Я.
Дорошенко, И. С. Чернобай, М. С. Пивень.
Село
газифицировано, дороги с твердым покрытием. Работает Сосновская школа I-III
ступеней, в которой учатся 120 детей и начальная группа 20 детей. В селе есть
амбулаторный пункт, в котором принимают терапевт, стоматолог, фельдшер. Есть
единственный в районе сельский исторический музей, которым руководит историк
Дмитрий Ищенко. Построено 20 домов для переселенцев из чернобыльской зоны. В
2003г, открыта церковь Святого великомученика в честь Дмитрия Солуньского.
Сельскохозяйственный кооператив «Соснова» специализируется на выращивании
зерновых, свиней, овец, КРС, коней. Фото принадлежат Lubchenko Oleg; Serjey Gulkov.
|